История

История образования села Кудали своими корнями уходит в глубокую древность. По предположениям археологов и ученых оно возникло около 3-5 тысяч лет назад. Эта гипотеза подтверждается преданиями и легендами, которые сохранились в памяти кудалинцев. Нынешнее Кудали образовалось от слияния более девяти мелких селений: Ухичур, Къавохъ, ЦIадгьарихъ, Гъунабазул болола, К1ибичIараб ганчIихъ, Сидохъ, Укикь, Кудаламаарда, Агьадиб, Кьодохъ, БаIаралъул бакъдаб, Генчасул гъегъ.   Сёла объединились в одно большое под названием КIудиябросо («Большое село») примерно в XII-XV вв, а впоследствии его стали называть Кудалиб.   Так, участник Аварской экспедиции Костеницкий (1837 г.) в своих трудах описывает села Кудалинского анклава. «Я познакомился в Мурада с первым поселенцем в этом месте из селения Кудали, которому тогда исполнилось 125 лет, а его жене 117 лет. К тому времени от старости он ничего не видел и не слышал. Я бы не желал дожить до такой старости, у него 4 сына и 6 дочерей от которых пошло их селение до 100 человек» - пишет Костенецкий в своих записках. И ныне жители селений Хвартикуни, Дарада, Мурада, Тунзи, Маали, Кулиб, Хварада, Горбониб, Багани, Хъуллиб, Силта, Укитль называют село не Кудали, а К1удиябросо. И население этих сёл говорит на кудалинском говоре хунзахского диалекта». Села Кудалинского анклава образовывали своеобразный замкнутый моноэтнический аварский округ, подобно Цудахарскому на даргинских территориях. Несмотря на этническую принадлежность к аварцам кудалинцы во многом отличались своими традициями и языком. В период ослабления внутрианклавных отношений села стали изолироваться. Постепенному разрыву способствовала и относительная географическая удалённость сел друг друга, что   привело к образованию на огромной территории Кудалинского ханства между селами новых сел. Так   Кудалинский Хан, вняв просьбам и мольбам бежавших от массовой гибели в результате эпидемии жителей одного из села, чьи развалины еще можно найти в Левашинском районе, разрешил им поселиться на пустующих землях. Так образовалось поселение, переросшее в крупное соседнее село Салта, перенявшее   от кудалинцев многие обычаи и традиции, говор аварского языка, впоследствии трансформировавшийся в его салтинский диалект.

       Названия исчезнувших кудалинских сёл дошли до нас с некоторыми изменениями. Например, название кудалинского поселения «Укикь» произошло от слова «Икикь», что в переводе означает «в ореховой роще». Орех на кудалинском диалекте «ик», а на литературном языке «цулакьо». На самом деле вокруг исчезнувшего села «Укикь» и ныне стоят ореховые деревья. Название села «Ухичур» произошло от аварских слов «ухи» - котел, «чур» - мойка. Вероятно, здесь жили лудильщики (кузнецы). Название села «ЦIадгьар» от слова «цад» - дождь, «гьар» - прошение, т.к. сюда выходили все жители села во время засухи просить у Аллаха дождя. Село «Сидохъ» расположено на самой высокой горе, с абсолютной высотой 2005 м. Название села произошло от аварских слов «си» - башня, «сидохъ» - на башне. На самом деле село служило сторожевой башней для охраны от нападений. Село «Кибичараб ганчихъ» было расположено там, где лежит огромная (раздвоенная) каменная глыба. Отсюда и название села «у раздвоенного камня». Рядом же расположены и остатки исчезнувшего села «Рохьдол Хъавохъ». Другое село «Гьунабазул болола» расположено рядом с Ухичур и Кибичараб ганчихъ. Название села произошло от слов «Гьуни» - оползень, «болола» - на голове, что в буквальном смысле – «на вершине оползня». Следующее село «Кудаламаарда» лежит на горе «Рохьомеер» (лесная гора). Название села произошло от слов «Кудали» и «маарда» - на горе. Отсюда и название «село на кудалинской горе». Село «Генчасул гъегъ» расположено на живописном берегу ручейка «Агьадибгьар». Название села происходит от имени «генчав» - глухой и «гъегъ» - скопление камней. На самом деле и сейчас на этом месте очень много камней. По предположению археологов в IX-XII вв. на этом месте стояла средневековая крепость кудалинского феодала с дворцовыми сооружениями, укрепленными оборонительными стенами (100×100м.) толщиной 1,2 м. 

      Известно, что формирование и развитие типов и форм поселений, жилищ, хозяйственных построек тесно связано с природно-географическими условиями, образом жизни и, в первую очередь, с хозяйственной деятельностью населения. Первым фактором при выборе места для поселения, которым руководствовались кудалинцы, как и другие народности, был оборонительный. Так, старая часть села расположена на вершине холма «Оросиб», которая служила в прошлом крепостью.     Что касается вероисповедания известно, что в XII в. на территории Андалала, в состав которого входило и Кудали, было ещё распространено христианство, видимо православного толка, проникшее туда не ранее X в. из соседней Грузии.

       В 1966 г. было выявлено христианское погребение в местности “Агьада”. Здесь на глубине 1,3 м. была обнаружена каменно-грунтовая могила, относящаяся к XI-ХII вв. В погребении нашли женский скелет, лежащий на спине, головою на северо-запад. Из погребения были извлечены 2 медных браслета, 4 бронзовых, по 2 стеклянных и металлических перстня и металлические зеркала, бусы, горшки, чашки, кувшинчики и др. Обряд погребения был определён как смешанный – языческо-христианский. При осмотре террасы, находящейся рядом с могильником, внимание привлекали развалы камня. Ближайшее знакомство археологов с ними не оставляло сомнения в том, что здесь в древности находилась большая крепость. Обломки красноглиняных горшков с залощенной и заштрихованной поверхностью, собранные на территории крепости, а также особенности самих крепостных сооружений, характерных для периода становления феодальных отношений Дагестана, дали возможность установить время бытования крепости ХI-ХIII вв. н.э.

      Согласно письменному историческому материалу в горном Дагестане в первые века 2 тысячелетия н. э. существовало множество удельных княжеств во главе с «князьями», «ханами». В указанный период, согласно традиции, существовали местные феодалы в Издагиша, Усиша, Муги, Гидатле, Анди, Кудали и т. д. В результате классовых противоречий многие из них были уничтожены или изгнаны. Один из этих ханов был в Кудали, о чём уверенно говорят фольклорные источники. Звали этого хана Ибрагим. В его ханство входило 23 поселения: Кудали, Силта, Укитль, Сидох, Къавохъ, Ухичур, Гьунабазул болола, Ц1адгьарихъ, Кудали-Маарда, Г1ахъушалиб и др.

      Хан Ибрагим был очень образованным и могущественным ханом своего времени и славился своей справедливостью. Он имел торговые и другие связи со странами Средней Азии. Об этом свидетельствуют находки в ханском могильнике. Предание гласит, что арабы безуспешно пытались овладеть Аварским ханством. Кудалинский хан предложил свою помощь, с условием, что занятые земли будут платить дань. Часть селения Гоцатль, в том числе и озеро отошли к Кудали. Об этом свидетельствует запись Джамала Гоцатлинского - одного из руководителей разгрома красных частей в Араканском ущелье, в которой говорится, что дом он построил в Гоцатле на территории, которая принадлежала в древности кудалинцам.  

        Сохранившихся исторических памятников в Кудали мало. Одно из самых примечательных - древнейшая мечеть. В древности она находилась в самом центре села. Так как сейчас село разрослось, мечеть оказалась на окраине, но на самом возвышенном месте. После реставрации мечеть изменилась. Вход перенесли на другую сторону. Но надписи, которые были вокруг двери, сохранили на том же месте. Одна из них гласит:

«Время реставрации мечети 1307 /1889-90 г.г.» Рядом с этой надписью есть и другая, которая трудно поддается расшифровке: «Эти ворота [построили] Ибрагим и…Цудахарский»

      Среди источников по истории Дагестана, в частности Кудали важную роль играют эпиграфические памятники.

Не менее интересными историческими памятниками являются надмогильные камни. Художественная обработка камня один из древних и широко распространенных видов народного искусства. Среди памятников резьбы по камню особое место занимают надмогильные памятники с текстами эпитафиями. Надмогильные сооружения XI-XV вв. делятся на три обширные группы: сундукообразные, прямоугольно-вертикальные и крестообразные.

В Кудали всего три кладбища (Музда хIуриб, ХIоболазул кIалла, Исубиль хIуриб). В центре села расположено старинное кладбище с большим числом недатированных надмогильных камней. На краю кладбища находится небольшой мавзолей, весьма почитаемый верующей частью населения.

 Сооружение не имеет на себе какой-либо резьбы или украшений. Только над дверью в каменной кладке мавзолея сохранилась надпись

на арабском языке:   «Мечеть учёного из учёных шейха Дауда ал-Кудали»

      После своей смерти он был перезахоронен из с.Тлях в с. Кудали. Благодаря стараниям жителей, бывшее место захоронения в с. Тлях осталось неизменным, на месте захоронения стоит надгробный камень, который находится внутри надмогильного сооружения. В помещении стоят два надмогильных камня. По всему периметру текст в две строки на арабском языке:  «Хозяин этой могилы Дауд, Да освятит Аллах его дух.»

      Не менее важным историческим памятником является могила шейха Магомеда, которая относится к 1111 г.х. (1693 г.). Могила расположена на кладбище «Х1оболазул к1алла». Его надмогильное сооружение относится к крестообразным. Вокруг могилы построена ограда из камня.

      Селение Кудали известно такими учёными, как Мухаммад ибн Салман (приблизительно в 1082х/1674 г) Хасан Старший из Кудали (нач. XVIII в.), Омар Джан из Кудали (ум. в 1801г.), Хасан младший (ум. в 1878 г.), Муртаза Гасанов (1873-1937 гг.), Камиль Эльдаров (1886-1973 гг.), Халил Фаталиев (1915-1959 гг.), Камилов Ибрагимхан Камилович (Род 1935) и др.

Мухаммад ибн Салман. Он родился в с. Кудали приблизительно в 1082х/1674 г. в семье ученого, паломника к святым местам (Мекка и Медина) Салмана (ум. 1733 г.). Дата его смерти неизвестна. Он является автором «Фетвы», в которой он сосредоточил правовые нормы, регулирующие порядок взаимоотношений мусульман-суннитов с шиитами – тем самым он однозначно предстает перед нами как специалист в области мусульманского права.

     «Фетва» стала правовой основой успешной борьбы горцев против Надир-шаха (шах Ирана с 1736 по 1747 г.), что послужило причиной поражения войск Надира от дагестанцев (подавляющее большинство из которых составляли аварцы) на территории Андалала (окрестность с.Кудали) и в Аймакинском ущелье в 1741 г.

         Хасан Старший из Кудали (нач. XVIII в.), поэтическое наследие которого является значительным вкладом в историю аварской литературы раннего периода родился в семье крестьянина Хаджимагомеда.

Мухаммад Ярагский в своём сочинении «Асар» приводит множество цитат из трудов арабо-мусульманских мыслителей, в том числе и Хасана Кудалинского.

Хасан Кудалинский и Абубакар – хаджи составили свой аварский алфавит аджамской системы.

Известный учёный Назир из Дургели пишет в своём сочинении «Нузхат ал-азхан фи тараджим улама? Дагистан» о Хасане Кудалинском так: «Хасан ал-Кудали ал-Авари был выдающимся учёным своей эпохи, весьма проницательным человеком своего времени. Он наилучший из достойных, учился у знаменитых людей, которые окружали его».

По свидетельству Али Каяева, Хасан эфенди был крупным знатоком математики, физики, астрономии, философии и оставил после себя ряд произведений на арабском языке.

Его основная работа «Хашийа ‘ала шарх Талхис ал-мифтах». Будучи знатоком рационалистических наук, богословия и филологии, он является автором субкомментария на книгу «Ал-Вафия шарх аш-Шафия» («Достаточная для комментария Шафия») по морфологии арабского языка. Автор комментариев по вопросам мусульманского права, в том числе на сочинение Джалаладдина ас-Суйути (ум. в 1505 г.) «Шарх ат-тасбит»; субкомментария из «Шарх ал-Мухтасар» по риторике («Хашийа ‘ала Дибадж ал-Ма‘ани») комментария к теологии. Является автором трактата «Рисала».

      Хасан Кудалинский одним из первых создал на аварском языке стихи в жанре «турки». Он тем самым показал возможность аварского языка «потягаться» с арабским языком, на котором принято было создавать стихи в этом трудном жанре. Его перу принадлежит 7 прекрасных стихов (турки) на аварском языке: «Цо лъаалалда жаниб ункъцол хисулеб дунял…» («Времена года»), «Данде Бер къазеанги мун хвалида божуге…» («Не верь смерти»), «Жиндир акълу босарав нахъе енеккуларо…» («Потерявший разум»), «Леян ахидал ахмакъ нухда нах вуссунаро…» («Того, кого называют дураком, назад не возвращается») и т.д. 

Он написал историческое сочинение под названием «Манхул ал-Магази» («Достоверное о войнах за веру»), которое посвящено ранней истории Халифата, ранним арабским завоеваниям, а также жизни пророка Мухаммада. Имеются подробные сведения о происходивших после смерти Мухаммада смутах и кровопролитиях, среди его последователей.

Известно, что Хасан Кудалинский был знатоком астрономии и по преданию, имел редкие для того времени астрологические приборы. Часть, из которых он приобрёл в период пребывания на Востоке, а другая часть изготовлена по его чертежам в Дагестане.  С помощью этих приборов он вёл наблюдения за небесными телами, предсказывая их перемещение, затмения солнца и луны.

     К концу жизни Хасан Кудалинский переехал из своего родного селения в Сирию. Он умер и похоронен в Дамаске приблизительно в конце XVIII в. Место расположения могилы неизвестно.

       Другим видным учёным XVIII в. в Дагестане являлся Омар-Джан из Кудали. Сведения о его жизни очень скудны. По всей вероятности, он родился в сороковых годах XVIII века, т.к. он являлся современником Гасана Старшего из Кудали.

В детстве Омар-Джан учился у алимов своего селения. Основным его учителем позитивных наук, считается знаменитый Гасан Старший. У него же он выучил турецкий и персидский языки. Позже Омар продолжил изучение математики и астрономии у других известных преподавателей, таких как Исмаил Шиназский и Магомед Убринский.

Тарковские шамхалы приглашали к себе самых лучших арабистов. Главным кадием у них становится Омар-Джан Кудалинский. Он был окружён всеобщим уважением и почётом до конца жизни. Главный кадий был очень близким и доверенным человеком у шамхалов. Самая важная переписка проходила через его руки. Он находил время и для своих любимых занятий - преподавания и сочинительства.

        Омар-Джан был глубоко и всесторонне образованным учёным с широким кругозором. Он преподавал все науки, в том числе и естественно- математические. Но больше всего он был известен как замечательный логист.

Его перу принадлежат примечания «Фатх ал-Галиб ала ал-мубтадин ат-талиб» («Откровение побеждающего (Бога) начинающему ученику») к толкованию «Мулла оглы», который, несмотря на чрезвычайную трудность и запутанность, был очень популярен среди арабистов Дагестана. Не каждый мог объяснить и толковать его, а тем более и преподавать по нему.

Кроме «Фатх ал-Галиб» Омар-Джан оставил и мелкие примечания, и комментарии почти по всем наукам. Из литературной и научной прозы Омара сохранились только несколько писем, посланий и научных статей.

Одним из лучших его стихосложений является стихотворный комментарий «Тахмис», на касыду имама Шафии, которая начинается словами: «Ты разбуди свои веки, о, несчастный, от дремоты…».

Саид Кудутлинский относит Омар-Джана Кудалинского к одному из трёх самых красноречивых дагестанцев в области арабского языка, двое из которых были Саид Араканский и Йусуф Аксайский.   Омар-Джан Кудалинский умер в Тарках. Он похоронен на старом кладбище, на правом берегу Октябрьского канала. На его могиле стоял надмогильный камень, на котором было написано:  «Я буду искать знания или  умру в городе,

где редки слезы на моей могиле.

Приобретенные знания о, моя душа и моё знание, - это не наследство моих достопочтенных предков или же родни.

(Стихотворение арабского поэта).

Под этими строками следующее: «Да помилует Аллах моего брата, лучшего из кадиев, Омара ал-Кудали! Клянусь Аллахом, он был горой среди гор науки. В год 1216 от хиджры Пророка/ 1801-02 гг.».

     Имя и наследие Гасана Кудалинского младшего не были известны научной общественности до недавнего времени. Пока обнаружено только несколько его писем и работ, в том числе поэма, посвященная борьбе горцев под руководством Шамиля.

Сохранилось очень мало сведений о жизни Гасана. Умер он в 1878 г. и похоронен в родном селе. Его могила находится на самом старом кладбище «музда хIуриб». Жители села посещают его могилу и по сей день. Свидетельство этому большое количество завязанных кусков материй.

На камне можно прочесть надпись. «Это могила друга Аллаха шейха Хасана ал-Кудали»

     Другой выдающийся ученый из Кудали, чье имя хорошо известно во всем Дагестане -Муртаза Гасанов Кудалинский (1873-1937) учёный-арабист, астроном родился в семье известного мастера по серебру Гасана Алибека.

Муртаза стал известен как ученый астроном не только в родном ауле, но и за его пределами. Обучаться астрономии к нему приходили ученики не только из Дагестана, но и со всего Северного Кавказа. У Муртазы обучались астрономии Али Каяев, Магомед Дибиров (сел.Гогоб), Абусуфьян Акаев (сел. Н.Казанище) и т.д.

В сентябре 1937г. Муртаза Гасанов был арестован органами НКВД и без суда и следствия казнён в Махачкалинской тюрьме, как «антинародный реакционный учёный». Родственники тайно, глубокой ночью, перевезли тело покойного в г. Буйнакск. Его похоронили на мусульманском кладбище города, рядом с мавзолеем учёного Сиражудина Гаджи из с.Инхо.

Выходцем из с. Кудали был известный педагог и просветитель Эльдаров Камиль Магомедович, родившийся в 1886 г.

В совершенстве овладел арабской грамматикой, филологией, историей и канонами ислама, которым следовал до конца своей жизни. Его прекрасные способности к языкам позволили хорошо овладеть, кроме родного аварского, русским, арабским, кумыкским, турецким, персидским, узбекским и др. языками.

        Февральскую революцию Камиль встретил в с. Н. Казанище, где продолжал совершенствовать своё образование. Он поступил на учительские курсы, чтобы продолжить свое светское образование. Занятия на них проводились на кумыкском и татарском языках.

После окончания курсов К.М. Эльдарова направили в распоряжение Гунибского наробраза. Затем после месячной педагогической стажировки назначили инспектором в с.Чох и делегировали для организации светских школ в Гунибском округе. Как полномочный представитель округа, он официально открыл школы во всех крупных аулах района – Чох, Кудали, Согратль, Ругуджа, Бацаде, Хоточе, Салте, Кулабе и т.д.

Огромен вклад К.М. Эльдарова в открытие и организации ликбезов, школ для обучения взрослых грамоте, в только становящейся на ноги молодой Советской стране. Немного легче стало в середине 20-х гг. После нескольких лет просветительской деятельности, учителя в сёлах постепенно стали пользоваться уважением. Педагогический состав пополнился новыми кадрами. В районе стало больше школ. К.М.Эльдаров стал любимцем народа, его популярность росла из года в год.

      Особое место в плеяде учёных-кудалинцев занимает яркая и многогранная личность Халила Магомедовича Фаталиева. Он родился в семье крестьянина 21 января 1915 г. Его отец, для своего времени, был человеком просвещённым, окончившим мусульманскую школу. Некоторое время он работал писарем местного языка в канцелярии участкового наиба. 

В 1924г., поступив в Кудалинскую начальную школу, Х.М. Фаталиев перешёл в школу аула Салта, т.к. в Кудали не было 4-го класса. Затем воспитывался в школе-интернате.

С самого начала сознательной жизни Халила Магомедовича Фаталиева отличала поразительная сознательность и целеустремленность, понимание долга перед обществом. Несмотря на многочисленные общественные нагрузки, 4-х годичный курс техникума был завершен Фаталиевым в 3 года. В 1932г. Дагестанский Обком ВКП (б) направил его на учёбу в рабочую аспирантуру МГУ. Вскоре аспирантура была ликвидирована, а Х.М.Фаталиева оставили на физико-математическом факультете МГУ для продолжения учёбы.

17-летний парень из одного из самых «глубинных» сёл Дагестана быстро освоился в высокоинтеллектуальном коллективе Московского университета. Ведь ещё в те годы он был одним из лучших университетов Европы, а факультет, где обучался Фаталиев, был одним из самых трудных. С 1935 по 1939гг. он проработал в авиационном институте хозяйственников, а с 1939г. Фаталиев был доцентом на кафедре теоретической физики Военно-артиллерийской Академии.

      В предвоенные годы в Дагестане остро чувствовался недостаток в квалифицированных специалистах. Поэтому в 1940г. его направили для заведования кафедрой физики Дагпединститута в Махачкалу.

В те тяжёлые годы Халил Магомедович приобрёл огромный авторитет среди студентов и профессорско-педагогического состава. Он работал заведующим вновь созданного отдела школ Дагестанского Обкома ВКП (б). В партийной характеристике Фаталиева отмечалось, что он обладает организаторскими способностями, быстро ориентируется в обстановке, правильно и принципиально подходит к решению вопросов. В республике ощущался острый недостаток школьных работников, многие школы были реорганизованы, росло количество беспризорных детей, для которых нужны были детские дома и интернаты. Как пишет в книге, посвященной 5-летию со дня гибели Х.М.Фаталиева его близкий друг М.О. Сайгидов, надо было серьёзно подумать о подготовке кадров для всех отраслей народного хозяйства республики из коренных народностей Дагестана.

За достижение в развития народного хозяйства и культуры Дагестана, Президиумом Верховного Совета СССР в 1944 г. Х.М.Фаталиев был награждён «Знаком почета».

Широкое признание, как философ и блестящий лектор, Х.М.Фаталиев получил и за рубежом. Его монографии переведены на французский, румынский, немецкий и английские языки, его выступления на XII Всемирном конгрессе философов в Венеции вызвало оживленную дискуссию.

     Х.М.Фаталиев ушел из жизни трагически, в полном расцвете сил, не реализовав многочисленных творческих планов. Он погиб в 1959г. 23 октября в возрасте 44 лет при авиационной катастрофе. Вся его жизнь была отдана служению науке, интересам советского народа.

Всей своей жизнью он снискал глубокое уважение и любовь научной общественности. Народ Дагестана высоко оценил и горячо любил Халила Магомедовича за его таланты и творческую деятельность. В знак уважения и памяти воздвигнут бронзовый бюст профессору Х.М.Фаталиеву перед зданием Дагестанского государственного университета. Физическая лаборатория университета им. В.И.Ленина, организатором которой был Х.М.Фаталиев, Гунибская средняя школа и совхоз на родине профессора, в с. Кудали, тоже носят имя Халила Магомедовича Фаталиева.

       Величайшим ученым современности из с.Кудали является Камилов Ибрагимхан Камилович (20.11.1935, сел. Кудали Гунибского района ДАССР) - член-корреспондент РАН, основатель признанной в мире научной школы по физике фазовых переходов, директор Института физики Дагестанского научного центра РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Дагестан. Возглавлял Дагестанский научный центр с 1998 по 2009 год. 

Окончил физико-математический факультет Дагестанского государственного университета (1956 г.) и после его окончания был направлен на работу в Дагестанский филиал АН СССР. В 1961 г. окончил аспирантуру при МГУ им. М.В. Ломоносова, по окончании которой был направлен на работу в ДГУ, где прошел путь от преподавателя до заведующего кафедрой физики твердого тела и проректора по научной работе. В 1973 г. - докторант физического факультета МГУ, где в 1975 г. защитил докторскую диссертацию.

В 1988 г. И.К. Камилов, возглавив крупнейший в Дагестане и единственный на юге России академический Институт физики, провел большую работу по его реформированию - были широко развернуты экспериментальные и теоретические исследования по фундаментальным проблемам физики конденсированного состояния: физике фазовых переходов и критических явлений, физике неравновесных фазовых переходов, нелинейной динамике, изучению синергетических процессов в электронно-дырочной плазме и солитонике в акустоэлектронной системе в полупроводниках.

И.К. Камилов - автор более 700 научных работ, в том числе монографий, учебных пособий, обзоров, авторских свидетельств и патентов. Под его научным руководством подготовлено более 30 кандидатов и докторов наук.

Созданная им научная школа по физике фазовых переходов получила официальный статус ведущей научной школы РФ. Основные научные интересы ученого лежат в области фундаментальных проблем физики твердого тела, магнетизма, термодинамики и теплофизики. Его пионерские работы в области физики магнитных фазовых переходов заложили основу нового научного направления - физики магнитного критического состояния. Широкую известность получили его работы по изучению особенностей магнитных фазовых переходов, статических, динамических и кроссоверных явлений в слабых магнитных полях в ферро-, ферри- и антиферромагнетиках. Им выполнен анализ методов определения спонтанной намагниченности, магнитострикции, восприимчивости и точки Кюри из М-Н-Т данных в критической области. При этом разработан принципиально новый метод («кинк») их определения, в основе которого лежит впервые обнаруженное в нижней окрестности точки Кюри явление постоянства магнитной восприимчивости, намагниченности, магнитострикции и магнитооптического эффекта Фарадея в широком интервале температур в слабых магнитных полях. Эти работы заложили основу нового научного на­правления - физика магнитоупорядоченных кристаллов в слабых магнитных полях.

Другое научное направление, сформировавшееся на основе работ И.К. Камилова, - изучение проблем магнитоупругости и, особенно, фазовых переходов и критических явлений в сжимаемых магнетиках. Изучена магнитоупругость в критической области, построена теория подобия магнитоупругости; установлены новые особенности критического поведения динамической магнитоупругости и влияния на них магнитного поля, обнаружен магнитный аналог механизма Ландау - Халатникова выше точки Кюри в магнитном поле. На основе этих данных им впервые осуществлена наиболее полная проверка универсальных законов подобия, предсказаний теории ренормгрупп и є-разложения, подтверждена справедливость выводов современной теории статических и динамических критических явлений, построен ряд скейлинговых магнитных уравнений состояния, установлены кланы универсальности магнетиков, использован комплекс критических параметров в качестве альтернативного метода определения типа и характера спинового упорядочения в магнетиках.

Эти и другие результаты, полученные И.К. Камиловым совместно с учениками, обобщены и представлены в уникальной монографии «Статические критические явления в магнитоупорядоченных кристаллах».

Исследования И.К. Камилова охватывают практически все направления физики фазовых переходов в конденсированных средах. Им выполнен цикл работ по магнитотермодинамике и физике полупроводников, выдвинута и реализована идея принципиально нового альтернативного метода создания p-n-переходов в условиях большого градиента температуры - термостимулированных диодов. Он является одним из авторов работ по физике тонких пленок и физике высоких давлений. Им разработан метод получения изотопно чистых тонких пленок, получен ряд важных результатов по спиновой динамике магнетиков, в том числе и спиновых наноструктур, установлен новый класс веществ - квазибесщелевые полупроводники. Свои исследования И.К. Камилов проводил с использованием уникальных экспериментальных установок, в т.ч. числе и не имеющих аналогов в мире.

Научная, организационная, исследовательская и методическая работа позволила И.К. Камилову не только сформировать ведущую научную школу РФ в области физики фазовых переходов, но и превратить Институт физики ДНЦ РАН в один из крупных мировых центров по исследованию фазовых переходов и критических кроссоверных и нелинейных явлений в конденсированных средах.

Заслуги И.К. Камилова и его учеников в становлении и развитии физики магнитного критического состояния получили международное признание, а достижения отечественной школы в области физики фазовых переходов в конденсированных средах занимают ведущее место в мировой науке.

И.К. Камилов - крупный организатор науки и высшего образования. Он является организатором и бессменным председателем оргкомитетов традиционных международных научных конференций и международных семинаров по физике, которые регулярно проводятся на базе Института физики ДНЦ РАН и ДГУ. Он является членом ряда научных советов и секций РАН, членом магнитного и теплофизического обществ России, членом Американского и Английского физических обществ, входит в состав руководства Российского физического общества. В 1995 г. И.К. Камилову была присуждена стипендия Президента Российской Федерации. Он является почетным гражданином родного ему Гунибского района.

И.К. Камилов - организатор и заведующий кафедрой магнетизма и физики фазовых переходов ДГУ, зав. отделом физики фазовых переходов Института физики ДНЦ РАН, член бюро Совета директоров РАН, член комиссии РАН по работе с молодежью, председатель диссертационного совета по присуждению ученой степени кандидата и доктора физико-математических наук.

Заслуги И.К. Камилова отмечены государственными наградами: орденами «Знак Почета», «Дружбы», рядом медалей, он награжден почетными грамотами Президиума АН СССР, Министерства высшего образования РСФСР, ряда республиканских организаций.

     Село Кудали –кузница ученых Дагестана и России. Не хватит и многих томов, чтобы перечислить всех выдающихся ученых и видных общественных деятелей из этого села. Только описание жизни и научных достижений выдающихся врачей, учителей из с. Кудали Саидова Магомеда Джамалудиновича или Гиреева Ибрагима Гиреевича, проведшего первую в Дагестане операцию на открытом сердце, займёт не одну страницу в славной истории этого древнего села. В республике широко известно имя Народного учителя Республики Дагестан Халималова Магомеда Халималовича, автора колоссальной книги «История села Кудали», написанной им в соавторстве с Камиловым И.К.

       В настоящее время село бурно развивается и возрождается. 

 

 

http://mfcrd.ru/affiliates/s-gunib/
http://05.mchs.gov.ru/
http://dagproc.ru/
http://kremlin.ru/
http://www.duma.gov.ru/
http://president.e-dag.ru/
http://www.e-dag.ru/
https://www.gosuslugi.ru/
http://cppdagrf.ru/
http://волонтёрыпобеды.рф/
https://pamyat-naroda.ru/
Извещение об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства,земель сельскохозяйственного назначения,земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан